16 декабря в Петрозаводском лесотехническом техникуме в режиме онлайн состоялся республиканский методический день на актуальную для среднего профессионального образования тему: «Социальное партнерство с предприятиями – работодателями как условие повышения качества подготовки специалистов». На виртуальной площадке выступили руководители и преподаватели образовательного учреждения, специалисты АО «Кондопожский ЦБК».
Отдельным блоком в программе методического дня были выделены вопросы, касающиеся взаимодействия кондопожского подразделения техникума с субъектом социального партнерства — Кондопожским ЦБК, в условиях моногорода.
Тема выбрана не случайно. Сотрудничество с кондопожским техникумом является важным элементом кадровой политики Кондопожского ЦБК. На протяжении длительного времени образовательное учреждение готовит будущих квалифицированных работников для предприятия. Ежегодно производственную практику в цехах комбината проходят около 110 студентов. Из 3 300 ныне работающих сотрудников Кондопожского ЦБК около трети в разные годы окончили Кондопожский техникум и начали свою карьеру на комбинате.
Специалист по обучению отдела кадров Анна Бердникова обозначила основные направления взаимодействия АО «Кондопожский ЦБК» с кондопожским филиалом техникума. Опытом совместной подготовки кадров для целлюлозно-бумажного производства и в сфере обслуживания производственного оборудования поделились инженер-технолог лаборатории древесно-массного цеха Наталья Дорошина и руководитель цеха технического обслуживания и ремонта бумцехов Александр Павлов. О Кондопожском ЦБК как о базе подготовки студентов к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia и конкурсам профессионального мастерства рассказал руководитель электротехнической службы Юрий Улитин.
Многолетнее сотрудничество АО «Кондопожский ЦБК» с техникумом затрагивает несколько сфер.
Во-первых, это подготовка специалистов. Совместная деятельность техникума и комбината касается, главным образом, организации производственной и преддипломной практики студентов в подразделениях предприятия с участием опытных наставников. Абсолютный стимул для любого студента – это применить теорию, то, что изучил, непосредственно на практике, на том оборудовании, с использованием тех инструментов, которые он будет использовать в своей работе, когда станет работником комбината после окончания учебного заведения. Лаборатории, бумагоделательные машины, ремонтная и электротехническая службы – здесь получают свои практические навыки обучающиеся техникума.
Программы, по которым обучаются студенты, проходят экспертизу с точки зрения потребности производства. И здесь у предприятия есть возможность внести свои предложения в вариативную часть программы обучения с учетом меняющихся реалий производства.
Сложилась многолетняя практика, когда представители предприятия участвуют в оценке профессиональных компетенций студентов во время квалификационных экзаменов и государственной итоговой аттестации.
— На экзаменах мы стараемся создать благоприятную для студентов обстановку. Итоговая аттестация всегда проходит успешно. В этом огромная заслуга мастеров производственного обучения техникума и наставников со стороны комбината. Мы страемся найти общий язык со всеми практикантами и создаем благоприятный микроклимат для них. Это позволяет студентам быстро и безболезненно адаптироваться к новым учебным условиям. Наша лаборатория занимается проверкой качества древесной массы — это один из полуфабрикатов газетной бумаги. Здесь мы проверяем древесную массу на такие показатели, как концентрация, степень помола, разрывная длина, сопротивление раздиранию, белизна, сорность, определяем фракционный состав. Под руководством опытных наставников студенты успешно проводят все эти испытания. По окончанию практики все студенты обладают навыками лаборантов третьего разряда физико-механических испытаний. Также студенты техникума изучают правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии. В свою очередь, лаборанты предприятия без отрыва от производства повышают свои разряды на базе техникума. Мы довольны сотрудничеством с техникумом, всегда ждем студентов на практику и готовы помочь им в дальнейшем трудоустройстве на Кондопожский ЦБК, — рассказала инженер-технолог лаборатории древесно-массного производства АО «Кондопожский ЦБК», председатель экзаменационной комиссии Наталья Дорошина.
Помимо производственной практики специалисты Кондопожского ЦБК оказывают руководство и рецензирование дипломных работ студентов, которые осваивают специальности бумажной промышленности.
Стажировки на базе предприятия-работодателя проходят не только студенты, но и мастера производственного обучения. Тенденция к повышению квалификации педагогических кадров техникума имеет давние традиции, и каждые три года преподаватели профессионального цикла повышают свое мастерство.
Второе направление, в котором АО «Кондопожский ЦБК» тесно сотрудничает с техникумом – это профессиональное обучение работников комбината в соответствии с принятыми профстандартами. Совместно с преподавателями техникума скорректированы и разработаны программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих по основным направлениям обучения – механика, технология, энергетика. Ежегодно профобучение в техникуме проходят около 170 работников предприятия. Совместно разрабатываются также и новые программы обучения по профессиям, которые востребованы на производстве, в частности кип и автоматика, варка целлюлозы, очистка промышленных стоков.
Кондопожский ЦБК – это не только профессиональный коллектив, но и люди с активной позицией. Регулярно среди работников предприятия проводятся спортивные соревнования, конкурсы, социальные акции и мероприятия, в которых также участвуют и студенты техникума. Совместная профориентационная работа (проведение квеста «Старт в профессию», ярмарки профессий) – еще одна из сфер тесного сотрудничества студентов техникума и комбината в лице Совета молодых специалистов.
Предприятие предлагает выпускникам рабочие места со стабильной заработной платой и всеми социальными гарантиями, возможностью работать по своей специальности и совершенствоваться в ней, возможностью развиваться, участвовать в проектах.
Участие в республиканском мероприятии показало, что социальное партнерство — это не только целевая подготовка кадров для предприятия, но и сотрудничество в иных взаимовыгодных сферах деятельности, которые влияют на качество работы учебного заведения, а, следовательно, и на качество подготовки кадров.
2020-12-21